Более 2000 бизнесменов, маркетологов, дизайнеров и разработчиков следят за новостями нашего блога.

Присоединяйтесь:

Подписаться
Отлично!

Подтвердите подписку: письмо в почте, там жмите на ссылку

Все записи
Рассказывает Алина Щукина,
Юрист

В 2019 году S7 Airlines проводила распродажу авиабилетов. В рекламе компания указала сроки проведения акции с 22 по 25 марта, которая на самом деле начиналась 22 марта в 15:30. Клиенты S7 могли узнать об этом только в полных условиях акции — ссылка на них находилась в самом низу рекламных материалов, была написана мелким неярким шрифтом. ФАС пришла к выводу, что реклама нарушила закон: компания не указала ключевую информацию об акции и ввела в заблуждение потребителей. На S7 завели административное дело и назначили штраф 100 000 рублей. 

Компании часто проводят конкурсы и запускают акции, чтобы завоевать внимание и доверие клиента. Но любой конкурс — это не только креативные решения и грамотная техническая реализация, но и юридические аспекты. Важно учитывать законодательство РФ — так компания обезопасит себя от штрафа, который может в разы превысить рекламный бюджет.

Штрафы, которые можно получить

Прописать правила участия

Правила защищают организаторов акции от возможных претензий. Все участники акции или конкурса должны иметь к ним доступ. Рекламные материалы законны, если содержат сроки проведения акции, информацию об организаторе, правила, количество подарков, а также сроках, месте и порядке их получения. 

Если подарок дороже 4000 рублей, победитель платит за него налог 35%, — об этом важно сообщить в правилах. Часто налог за победителя платит организатор, чтобы сохранить лояльность клиента. Тогда в правилах прописывают, что подарок состоит из товара для победителя и денег, которые идут на уплату налога. Победитель в таком случае получает только товар. Это законно, удобно для клиента и выгодно для компании. Некоторые призы не облагаются налогом — например, скидки в любом виде. 

Главное — вынести всю неоднозначную информацию на баннер или лендинг, чтобы у участников акции не оставалось вопросов и сомнений. На остальные правила достаточно дать ссылку и обязательно сделать ее заметной — кейс S7 иллюстрирует, как это важно. По возможности оформите чекбокс с фразой «Ознакомлен и принимаю условия проведения акции». В таком случае пользователи подтвердят, что ознакомились с правилами.

Проверить соответствие закону «О рекламе»

Недопустимо, чтобы текст и картинки рекламных материалов содержали дискриминацию по полу, возрасту, национальности и религиозной принадлежности. Иногда это неочевидно для маркетолога, но может обернуться настоящим скандалом. В 2018 году ФАС признала сексистской рекламу строительной компании «Аквилон Инвест». Ситуацию широко обсуждали в СМИ, а компании грозил штраф до 500 000 рублей. 

Основную информацию об акции организатор обязательно указывает в анонсе, на интернет-странице или на рекламном щите. Иначе есть шанс получить штраф за нечитабельный текст — с такой ситуацией столкнулся банк «Рублев».

Пример

Рекламный баннер содержал только одно из условий вклада: процентная ставка — до 22%. Срок размещения и минимальная сумма вклада перечислены под звездочкой, но не читабельны. Суд пришел к выводу, что информация в нижней части рекламного баннера бесполезна, так как люди попросту не могут ее прочесть. Следовательно, компания не предоставила полную информацию об акции. Итог — штраф 101 000 рублей.

Важно обратить внимание на соответствие рекламных материалов целевой аудитории. Необходимо тщательно прорабатывать тексты и картинки, если ЦА младше 18 лет, если компания рекламирует медицинские препараты, медицинскую технику, а также банковские продукты, если в рекламе фигурирует алкогольная или табачная продукция. 

Компания «ЕТК Фармацевтика» разместила видеорекламу гигиенического спрея, которая сопровождалась образами медработников, обещаниями уничтожить все микробы и даже коронавирусы. Реклама нарушила несколько пунктов закона «О рекламе». Во-первых, использовать образы медицинских и фармацевтических работников в рекламе запрещено. Во-вторых, указывать на лечебные свойства товара, если он не является лекарством, также недопустимо. Теперь компании грозит штраф от 100 000 до 500 000 рублей. 

Убедиться, что конкурс не содержит признаков лотереи

К лотерее относится приобретение билета за деньги, розыгрыш приза с использованием специального оборудования, формирование призового фонда за счет выручки от продажи билетов и случайный способ определения победителей. Проводить лотереи в России может только государство. 

Как избежать признаков лотереи?

Соблюдение этих советов обеспечит законность акций и конкурсов. Будьте внимательны, юридически подкованы и честны с клиентами — тогда маркетинговые активности будут работать на вас. 

Плюсануть
Поделиться
Класснуть